Новости


7 Декабрь 2009

На новый уровень выходят авто для людей с ограниченными возможностями


Фото пользователя diecast43 с сайта narod.ru


3 декабря отмечается Международный день инвалида. Лучшее, что можно сделать для людей с ограниченными возможностями - дать им возможность иметь все то, чем может пользоваться и абсолютно здоровый человек - в том числе, свободу передвижения не только на общественном транспорте, но и личном автомобиле.

Инвалидов в нашей стране специальными автомобилями не баловали как раньше, так и теперь. Самым первым из таких средств передвижения была трехколесная мотоколяска Серпуховского мотоциклетного завода СМЗ С-1Л (1952 – 59 гг.) и ее версия С-3Л (1956 – 58 гг.).

Тогда, в 50-е годы, это было особенно актуально: война не пощадила людей, и громадное количество солдат вернулось с фронтов изувеченными.

Транспорт был прост: три колеса, ижевский мотор, тентованный верх и рассчитанный на пять лет эксплуатации срок службы. Потом их нужно было сдать. Ездить на СМЗ было не очень удобно, а ремонтировать ее – и того хуже. Но в СССР их давали бесплатно, соответственно и очереди за ними выстраивались огромные.

alt

Кадр из фильма «Операцию «Ы» или Другие приключения Шурика»

Чуть позже – в 1958 году - появились СЗА. Эту машинку знают все без преувеличения. Помните бессмертную «Операцию «Ы» или Другие приключения Шурика» Леонида Гайдая? Герой Моргунова без труда разворачивает машинку, и герои комедии на ней укатывают всей шайкой. В общем-то, это не рекорд по тяжелой атлетике, ибо мотоколяска весила всего 420 кг. Модификации такой мотоколяски выпускались до 1970-го года, потом завод начал делать угловатую С-3Д.

alt

С-ЗД. Фото с сайта olx.ru

Наверное, почти в каждом дворе была такая, поскольку ее производили на протяжении четверти века (1970 - 96 гг.) За ней и закрепилось название «инвалидка».

В СССР выпускали и «Запорожцы» с ручным управлением, на такое же управление переделывали «Москвич-407», даже «Победу». К концу прошлого века к серийному производству вернулся все тот же СеАЗ («автомобильным» завод стал с 1991 года). Он выпускал СеАЗ-11113 с индексами 01-03 - социальную версию «Оки» для инвалидов без одной ноги, без обеих ног, без одной ноги и одной руки. Машины с ручным управление выпускались с китайским мотором TJ FAW объемом 1 литр. Был даже образец «Ока Престиж» с мягким тентом в левой части крыши и поворотным водительским креслом.

В 2000 году на базе данной модификации был показан опытный образец «Ока Престиж» с мягким тентом в левой части крыши и поворотным водительским креслом. Но в январе 2009 года СеАЗ остановил выпуск «Оки» в связи с ее нерентабельностью, с марта СеАЗ распродавал оборудование и остатки автомобилей.

На год текущий тендер на поставку автомобилей «Жигули» для инвалидов в рамках государственной программы выигрывал АвтоВАЗ. К 9 мая ветеранам Великой Отечественной войны он поставил порядка 17 тысяч 388 «семерок». Кстати, были в их числе и машины с ручным управлением. Автомобили Lada 2107 с ручным управлением были изготовлены в трех вариантах.
Ставший новой мелкосерийной моделью Lada, автомобиль в специсполнении прошел государственную сертификацию, на все машины сохраняется заводская гарантия - два года или 35 тыс. км.

alt

Lada-2107 с ручным управлением. Фото с сайта dailycars.ru

Сейчас те, кто имеет материальные возможности, может оборудовать практически любую машину совмещенным с обычным ручным управлением. Есть и образцы техники, и мастерские, которые этим занимаются, правда, преимущественно в больших городах. Но стоит такая доработка порядка 20 тысяч рублей (на иномарки – дороже).

Важно отметить, что новый техрегламент безопасности транспортных средств, вступающий в силу с сентября будущего года, не предусматривает разрешения ездить на машинах с ручным управлением. Похоже, по недогляду. И власти могут еще успеть внести изменения в этот уже принятый документ, предложение такое Минпромторгом направлено.

Зарубежный опыт - почувствуйте разницу

Зарубежные автопроизводители уделяют больше внимания разработке машин для людей с ограниченными возможностями. И они думают не только о переделке управления на ручное, но и о дополнительном комфорте, позволяющем максимально удобно садиться в кресла.

Все без исключения японские автопроизводители серийно выпускают версии машин для инвалидов. Некоторые даже по несколько моделей, и это не считая сторонних фирм, которые предлагают специальное оснащение для автомобилей, предназначенных людям с ограниченными возможностями. Конструкции встречаются самые разные — от пандусов для вкатывания инвалидной коляски в автомобиль до сложных механических систем, которые достают из багажника коляску и подают ее к водительской двери, пишет belich.ru.

Например, Honda выпускает подобные системы с 1975 года. Есть два варианта исполнения органов управления для инвалидных автомобилей Honda.
Первый — салон универсала Honda Odyssey c системой Techmatic для страдающих параличом нижних конечностей. По заказу машину можно дооснастить педалью акселератора под левую ногу, рукояткой для вращения рулем одной рукой и расположенным слева подрулевым переключателем указателей поворотов (на стандартных японских машинах он расположен справа — зеркально по отношению к европейским машинам).
Еще один вариант — Honda Fit с системой Franz для людей, которые могут работать только ногами, без помощи рук. Например, вращать руль можно перемещением специальной педали вперед и назад. Дилеры готовы подогнать органы управления индивидуально под каждого водителя.

alt

Renault. Фото Андрея Гречанника с сайта kp-avto.ru

alt

Daihatsu Tanto Welcome Seat. Фото с сайта naiu.org.ua

Еще типичный пример - Daihatsu Tanto Welcome Seat для покупателей с ограниченными физическими возможностями - также продается в Японии.
Модель доступна в переднееприводном и полноприводном вариантах и для местных жителей обходится в сумму, эквивалентную 400 тыс. рублей. Особенностями конструкции автомобиля для инвалидов являются полностью выдвигающееся из салона пассажирское сиденье, а также довольно внушительные габариты двери, ширина которой составляет почти полтора метра, а высота – 1,2 метра.

В соседней Украине Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) планирует приступить к выпуску автомобилей, адаптированных для инвалидов на основе комплектующих и технологий китайской Chery Automobile Co. Предполагают выпустить около 100 тысяч машин. Кредит на это в размере до 400 млн долларов сроком на 20 лет правительство планирует получить в Экспортно-импортном банке Китая. Но это только для Украины.


KP-AVTO.RU

вернуться назад