Новости


13 Сентябрь 2012

«Москва. Доступ есть»

Каждый год БГ(газета "Большой город") приглашает всех желающих сесть в инвалидные коляски и вместе с инвалидами-колясочниками проехать по городу, заехать в магазины, выпить кофе, сходить в кино. За четыре года актриса Ингеборга Дапкунайте, режиссер Валерия Гай Германика, рестораторы Вадим Дымов и Айзек Корреа, актер Артур Смольянинов, телеведущие Фекла Толстая и Татьяна Лазарева и многие другие на себе почувствовали, что такое быть инвалидом в Москве

16 сентября в 12 часов дня состоится четвертая ежегодная прогулка «Москва. Доступ есть» на инвалидных колясках. В этом году место встречи — сад «Аквариум», 12.00. Участники прогулки, среди которых глава Департамента культуры города Москвы Сергей Капков, телеведущие Ксения Собчак и Светлана Сорокина, актер Артур Смольянинов, дизайнер Ольга Солдатова, журналист Сергей Пархоменко, экономист Ирина Ясина и другие пройдут по Тверской до мэрии.

Напомним, что идея прогулки очень проста: несколько совершенно здоровых человек сядут на инвалидные кресла и попытаются пожить пару часов своей обычной жизнью. Выпить кофе в кафе, что-то купить в магазине, зайти в мэрию. Также в прогулке их будут сопровождать люди, которые и так вынуждены передвигаться на колясках. Все вместе мы пытаемся проверить, насколько этот город доступен для колясочников и что изменилось с прошлого года.

К прогулке могут присоединяться все желающие с детскими колясками, велосипедами, роликами и просто пешком.

До встречи в это воскресенье, 16 сентября, в 12 часов дня у сада «Аквариум» (Большая Садовая улица, 16).

2011 год 
Попытавшись пройти от сада «Эрмитаж» до Большого театра, участники прогулки 8 сентября 2011 года обнаружили, что даже оборудованные пандусами переходы не всегда удобны для использования. Некоторыми только что отстроенными переходами невозможно пользоваться.

2010 год 
В акции приняли участие около 150 человек — инвалиды-колясочники, мамы с колясками, здоровые люди, севшие в коляски, и сочувствующие

Маршрут для второй прогулки начинался у Библиотеки им. Ленина и заканчивался улицей Пречистенка. Участники акции — телеведущая Фекла Толстая, ресторатор Айзек Корреа, актриса Александра Ребенок, спортивный комментатор Виктор Гусев, главный редактор журнала «Афиша» Илья Красильщик, актриса Ирина Рахманова, телеведущая Татьяна Лазарева, главный редактор журнала «Большой город» Филипп Дзядко и другие — пытались зайти в метро «Боровицкая», Пушкинский музей и храм Христа Спасителя.

Екатерина Кронгауз организатор акции, заместитель главного редактора журнала «Большой город»:
«В этом году на прогулку к нам не пойми с чего пришла толпа из «Молодой гвардии «Единой России», что сразу придало мероприятию оттенок сдачи донорской крови на Триумфальной площади 31 мая этого года — впрочем, после просьбы немедленно снять майки с символикой и помогать тихо молодые люди, получив предварительно разрешение главного, быстро превратились в обычных волонтеров. Вслед за ними на площадь, откуда прогулка должна стартовать, выскочил лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, который начал раздавать интервью всем возможным камерам о том, как он «во всем поддер­живает» все начинания БГ, а потом написал мне свой адрес, чтобы, если что, ­обращаться, — www.mironov.ru. И исчез, не дождавшись даже начала акции. Потом точно так же появился и исчез бывший ведущий «Утренней звезды» Юрий Николаев (даже не оставив адреса). Следом за ними все это проделала солистка театра «Геликон».

2009 год
Впервые БГ выехал на улицу на инвалидных колясках три года назад в 2009 году. Идея была простая: посмотреть, можно ли жить своей обычной жизнью, будучи прикованным к коляске, пойти в кино, кафе, супермаркет, магазин, парк. БГ прошел от метро «Кутузовская» до ТЦ «Европейский».

Екатерина Кронгауз организатор акции, заместитель главного редактора журнала «Большой город»:
«Было несколько основных мотивов у этой акции, многие из которых мне стали понятны уже после нее. Первый — это чувство вины. Любое соприкосновение с миром социальных проблем в нашей стране вызывает у здорового человека нездоровое чувство вины и стыда. За то, что мир несправедлив, за то, что чиновники ничего не делают, за то, что проблема так велика, а ты — так мал и ничем не можешь помочь. Это очень неконструктивное чувство, которое парализует, а не мотивирует что-то делать. Мы постарались сделать эту акцию максимально легкой в той степени, в которой это возможно. Люди должны видеть конец и край проблемы, чтобы ее решить. Сейчас речь идет только о доступности — цементе, асфальте, лифтах и поручнях.

Второй — добросовестность. Мы выбрали ровно этот участок Кутузовского, потому что он, на первый взгляд здорового человека, полностью оснащен. Но на деле — на пандус невозможно заехать, потому что он слишком высокий. Подземный переход оборудован рельсами, но перед ним высоченная ступенька. В доступных местах горка при въезде настолько скользкая и крутая, что без посторонней помощи ты катишься назад.

Третий — лицо проблемы. Пока никто из знакомых мне людей не ездит на коляске, это не будет моей проблемой. Мы сделали на некоторое время лицом проблемы знакомые всем лица.

Четвертый — даже если всем наплевать, пора уже стараться выглядеть лучше, чем ты есть. Философия «будь собой —  и ни капли лицемерия» себя исчерпала. Потому что, когда мы искренны, нам искренне на все наплевать. Так что если для того, чтобы строить пандусы, выступать за права инвалидов или просто сочувствовать, обычный человек будет фальшивить и стараться казаться лучше, чем он есть на самом деле, — пусть будет так».

Тогда, в год равных возможностей, вместе с нами на первую прогулку отправились экономист Ирина Ясина, режиссер Иван Дыховичный, поэт Мария Степанова и Лев Рубинштейн, певица Елена Погребижская, актер Артур Смольянинов, режиссер Валерия Гай Германика, интернет-деятель Антон Носик и другие. 

Первая прогулка привлекла внимание прессы и властей. БГ побывал на приеме у вице-мэра Москвы Владимира Ресина, на всех радиостанциях и телеканалах страны.

Впрочем, не все оказались довольны. Сразу после акции комитет Паралимпийских игр выступил с жесткой критикой этой акции, что вызвало в свою очередь бурные обсуждения.


Иван Дыховичный, режиссер:
«Это главная улица Москвы, Кутузовский проспект, мы не поехали куда-то в Очаково или в Лобню! Здесь живет и работает состоятельная публика, новая буржуазия. И эти люди не выразили никакого сочувствия и понимания. Когда мы заехали в кафе, там сидела молодая пара. Они просто отвернулись с выражением брезгливости на лице. И я думаю, все эти высокие пороги, на которые я и все остальные не могли заехать без помощи окружающих, — просто следствие того, что люди не думают ни о чем, не думают, что с ними может такое произойти.

В последние дни мне многие звонят и спрашивают, как это было. Я отвечаю, что было просто невыносимо от мысли, что мне, относительно здоровому человеку, эта прогулка далась с огромным трудом, и даже страшно представить, что инвалиды такое испытывают каждый день.

Но тем не менее я получил огромное удовольствие. Инвалиды, которые ехали с нами, — очень трогательные люди, они не озлоблены, несмотря на то что вынуждены выживать в каких-то космических условиях, как настоящие астронавты в открытом космосе».


Мария Степанова, поэт, главный редактор Openspace.ru:
«Я не хочу говорить о своем опыте. И о том, что привычная дружелюбная и удобная городская среда вдруг отталкивает и не принимает тебя, когда ты на коляске. Это частный опыт, и он был мне полезен. Я хочу сказать про другое. Мы привыкли считать, что есть меньшинство — люди с ограниченными возможностями. И есть некая темная сила, которая инвалидов не принимает, не строит пандусов, ворует выделенные на них деньги, не дает жить. А в середине — сознательные и продвинутые мы. И мне кажется, важно понимать, что грань между нами и этой темной силой — микроскопическая. Потому что эти «они» — они худо-бедно, но что-то строят, возводят где-то пандусы, проектируют лифты. Для большинства же «нас» все эти люди на колясках и проблемы с пандусами — это такой слезный сюжет, на который мы реагируем только эмоциями.

На самом деле мы и есть те люди, которые во многом эту городскую выталкивающую среду формируют. Когда мы решаем, в какое кафе, в какой кинотеатр идти, мы делаем выбор, даже если его не осознаем. Например, если бы мы знали, что вход в заведение запрещен чернокожим, — это ставило бы нас в ситуацию активного выбора, идем мы туда или нет. И если бы на заведении было написано: «Инвалидам вход закрыт», — мы бы ходили вокруг него с демонстрациями, потому что это дискриминация. И я теперь понимаю — несмотря на то что никакого объявления нигде не висит, именно об этом говорит подавляющее большинство заведений и зданий.

И тут важно не заставить кого-то внешнего признать дискриминацию и не заставить кого-то внешнего эту ситуацию изменить. А заставить себя хоть иногда не ходить туда, куда самостоятельно не может зайти человек на коляске. Держать этот критерий в голове, совершая каждый раз выбор, куда пойти».

Источник: http://www.bg.ru

«Москва. Доступ есть»«Москва. Доступ есть»«Москва. Доступ есть»«Москва. Доступ есть»
вернуться назад