Новости


9 Август 2011

Москва универсальная

Плитку, которой московский мэр поручил замостить центральные тротуары, положат качественно — чтобы ни для каблуков, ни для кресел-колясок она не стала барьером. ЗАГСы постараются адаптировать для всех влюбленных. Школы тоже. Автобусный парк осовременят, троллейбусы закупят низкопольные, в метро — где это возможно — установят лифты. О пандусах, звуковых светофорах и многом другом власти отчитались в ходе недавнего брифинга. «Одним из важнейших направлений социальной интеграции людей с ограниченными возможностями является создание в городе безбарьерной среды», — отметил заместитель руководителя департамента социальной защиты населения Игорь Гордеев, а затем стал описывать это направление в цифрах. Цифры оказались впечатляющими. Взять, к примеру, такую: в текущем году на формирование доступной среды для маломобильных групп населения предусмотрено 2,5 млрд. рублей. Это, если сопоставить, 59% всех бюджетных денег на все мероприятия по социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.
Куда пойдут выделенные средства? Во-первых, на приспособление «общественно значимых», как их трактует программа «Социальной поддержки москвичей» на 2012-2016 годы, зданий. Речь идет об учреждениях образования, социальной защиты, спорта (согласно плану, через пять лет неадаптированных среди них не останется), а также об объектах здравоохранения. Желаемый результат по последней позиции пока ограничивается 86%. Чтобы понять, много это или мало, приведем еще одну цифру: сегодня в столице приспособлены только 54% зданий. Т.е. в одно из двух горожанин «с особенностями» сможет зайти: за продуктами, скажем, сможет, а на почту нет. Учтем еще, что, как говорится в официальных отчетах, приспособлены все эти 54% не полностью, а «полностью или частично»: значит, велика вероятность того, что магазин окажется доступным для горожанина с другими особенностями. И хотя к концу 2011 года запланировано довести показатель безбарьерности до 66%, факт остается: туда, где незрячий или слабовидящий посетитель сможет почувствовать себя комфортно, человек, передвигающийся на коляске, попросту не попадет.
Но упрекать в такой досадной архитектурной избирательности некого. Здания советской застройки в подавляющем большинстве (процент их приспособленности, по словам Гордеева, не превышает 10) реконструкции не поддаются: их нужно либо сносить, либо, что и делают власти, доводить до ума с помощью компенсирующих приспособлений – подъемников, ступенькоходов или, скажем, дополнительных кресел-колясок. Современные спальные многоэтажки, магазины, муниципальные учреждения, как правило, доступны на 100%. Почему «как правило»? Потому, что, по признанию замглавы профильного департамента, «бывают ситуации, когда у нас вводятся объекты, строившиеся десятилетие по старым проектам». В этом случае барьеры устраняются опять же частично. Еще одна до конца не решенная проблема – здания федерального подчинения и частная собственность. Впрочем, последние, кажется, все-таки включились в процесс формирования универсального мегаполиса. Вот уже третий год подряд в Москве проходит конкурс среди ориентированных на доступность организаций «Город для всех». Он проводится по нескольким номинациям, охватывая тем самым все или почти все сферы столичного быта: организации соцзащиты и ПФР, культуры, образования, медицины, потребительского рынка и услуг, офисные центры и предприятия, жилые дома, дворовые территории, рекреационные зоны, дорожно-транспортная инфраструктура, центры обслуживания населения, ДЕЗы и паспортные столы. В 2011-м власти учредили особую номинацию для проектных организаций: именно с них начинается безбарьерное строительство. «Включились в эту работу объекты потребительского рынка, — продолжил спикер, — и, что радует, представители финансового сектора. Я говорю о банках, услугами которых чаще всего пользуются маломобильные горожане. Активно с нами сотрудничают и предприятия с частично государственным капиталом». В пример Гордеев привел проект РЖД по адаптации вокзалов. Что касается федеральных объектов, то, как надеются московские чиновники, принятая в прошлом году федеральная программа «Доступная среда», «позволит вести работу по приспособлению в плановом режиме». «Кроме того, — добавил Гордеев, — весной состоялась встреча руководителя нашего департамента с руководителем департамента культурного наследия, а также с заместителем министра культуры РФ на предмет необходимости выстраивания работы по приспособлению федеральных объектов, относящихся к памятникам культурного наследия. Это серьезная проблема, но тем не менее подвижки у нас уже есть». Второй существенный пункт в бюджете московской программы по приспособлению города – транспорт. Столица, к примеру, закупает исключительно низкопольный подвижной состав. Автобусный парк, по плану, заменят к 2013 году (пока же адаптировано 40% автобусов), а доля приспособленных троллейбусов за два года вырастет с 25% до 30%. Обустраиваются наземные пешеходные переходы. Так, до конца года 80% столичных перекрестков оборудуют специальными светофорами для людей с нарушениями слуха и зрения (сейчас таких не больше 14%). Закупаются новые «социальные такси». В метро уже 11 станций оснащены лифтами, 93% — системой звукового оповещения о прибытии поезда «Сигнал-гонг».
Во дворах и на улицах сходы-съезды оборудуют пандусами, ведутся работы по понижению бордюрного камня. Реконструируются входные группы в подъездах жилых домов (сдано уже семь тыс. объектов). Там же устанавливают подъемные платформы с системами диспетчерского и даже визуального контроля.
В квартирах 30 москвичей с тяжелыми ограничениями в передвижении появилась переносная потолочная подъемная рельсовая система «Мультиролл», которая позволяет жильцам передвигаться по дому без посторонней помощи. Аналогичным образом оснащается еще 151 квартира. Примечательно, что все эти работы – начиная с проектирования и заканчивая приемкой – с ноября 2010-го контролирует Общественная инспекция по делам инвалидов, куда вошли как специалисты в области строительства, так и люди с ограничениями здоровья.
Нарушения бывают: без помарок при действующей системе проведения конкурсов на госзакупки строить, увы, не получается. «Пока единственный критерий, по которому у нас выбираются подрядчики, — цена, мы не всегда можем изначально выбрать достойных производителей работ», — напомнил Игорь Гордеев. Но главное, подчеркнул он, ни один объект в городе не вводится в эксплуатацию до устранения замеченных этой – самой заинтересованной — комиссией недочетов. «Ведь все это мы делаем для того, чтобы наш город стал удобным для всех», — резюмировал замглавы департамента соцзащиты.

Источник: http://www.dszn.ru
вернуться назад