Новости


12 Октябрь 2009

Мосгордума: Образование - инвалидам

    Депутат Татьяна Потяева отметила, что подобного закона до сих пор не было ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Однако в столице за последние годы принят ряд серьезных мер для создания условий для полноценного обучения детей-инвалидов. И одной из главных задач закона стала систематизация соответствующего опыта. В законопроекте закреплен порядок организации обучения и воспитания инвалидов не только в специальных образовательных учреждениях или на дому, но и практически в любом избранном образовательном учреждении. В проект закона введено понятие "инклюзивное образование" (совместное обучение здоровых и детей-инвалидов).

Отдельно оговариваются вопросы финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются люди с ограниченными возможностями здоровья; меры социальной поддержки работников, участвующих в осуществлении образования детей-инвалидов; просвещение москвичей для формирования у них позитивных представлений об инвалидах.

Предлагаемый законопроект предусматривает денежную компенсацию детям-инвалидам за проезд к месту обучения, и их родителям за организацию учебы на дому и в негосударственном образовательном учреждении, а также предоставление компьютерной техники, средств связи и программного обеспечения на период получения образования. Однако в связи с экономическими затруднениями, эти статьи должны вступить в действие с 1 января 2011 года. В законопроекте также оговорено, что пока все образовательные учреждения не будут приспособлены для обучения детей-инвалидов, условия для получения образования будут созданы в одном или нескольких учреждениях в каждом округе Москвы.


В течение двух недель в документ будут вноситься поправки, после чего он вновь поступит на рассмотрение МГД. По мнению юриста Региональной общественной организации инвалидов (РООИ) "Перспектива" Максима Ларионова, участвовавшего в обсуждении рассматриваемого законопроекта, поправки просто необходимы. Ларионов отмечает, что разработчики закона придерживаются устаревших взглядов на образование инвалидов. Так, законопроект противоречит положениям Конвенции ООН о правах инвалидов в части определения ограничений возможности здоровья. В международном нормативном акте инвалиды определены как люди "с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими".  В то же время в проекте закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" говорится, что утраченные функции здоровья являются причиной ограничений способностей или возможностей, то есть налицо привычный для россиян "медицинский" подход к инвалидности. По словам Ларионова, это принципиально важный момент. Юрист РООИ "Перспектива" также протестует против использования термина "коррекция" ограничений возможности здоровья, настаивая на том, что детям нужны поддержка и развитие. По мнению эксперта, авторы текста закона неправильно понимают понятие "инклюзивное образование". "В первом пункте пятой статьи говорится о создании класса (группы) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот механизм не является инклюзией, к тому же он предусмотрен законом РФ "Об образовании", – подчеркивает М. Ларионов и добавляет еще ряд существенных замечаний. Все они представлены в МГД и, как надеются в РООИ "Перспектива", будут учтены перед вторым чтением закона.

АСИ
вернуться назад