Новости


6 Ноябрь 2009

ЛЮДМИЛА ШВЕЦОВА: ВЛАСТИ СТОЛИЦЫ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР – СОЮЗНИКИ НА СОЦИАЛЬНОМ ФРОНТЕ

Прежде чем рассказать о конкретных шагах, предпринятых столичным правительством на пути становления и развития благотворительности в городе, хочу обратить внимание на ту морально-психологическую атмосферу, в которой шла эта работа. Статистика последних лет свидетельствует, что степень доверия населения к благотворительным организациям весьма невысока — от 60 до 70 процентов москвичей относятся к ним, скажем так, настороженно. В этом отношении есть и отзвук советского восприятия филантропии как формы классового обмана, и новый опыт социальных разочарований. Благотворительность 90-х годов, больше смахивавшая на разовые рекламные подачки и политическое шоу, мало способствовала формированию в сознании людей образа благотворителя как человека истинно милосердного, бескорыстного и благородного.

Ломать сложившийся стереотип, зарабатывать заново доверие населения — работа не из простых. И для самих благотворительных  организаций, и для нас, городских властей, оказывающих повсеместную поддержку «третьему сектору». Одна из главных задач, которая стоит перед нами, — это органичное включение потенциала благотворительной деятельности в социальные программы города. Мы не смотрим на благотворительность как на силу, которая способна в чем-то заменить городские социальные службы. У Москвы достаточно сил и возможностей, чтобы охватить заботой и вниманием каждого, кто нуждается в социальной помощи. И если кому-то такая помощь все еще не оказана, то дело не в дефиците средств и кадров, а в недостатке профессионализма и добросовестности социального работника. Мы смотрим на НКО, ведущие благотворительную деятельность, как на равных партнеров.

Ключевой технологией, позволяющей сводить воедино усилия городских властей и неправительственных организаций благотворительной направленности, является формирование городских, как правило, долгосрочных программ. Действенным механизмом и реальным инструментом взаимодействия органов власти с общественными организациями на принципах социального партнерства стал городской конкурс социально значимых программ, который проводит с 1996 года Комитет общественных связей города Москвы. Цель конкурса — привлечь общественность к решению задач социально-экономического развития города, стимулировать и поддержать социальные гражданские инициативы НКО, реализуемые ими в рамках приоритетных городских программ, а также содействовать развитию институтов гражданского общества, демократизации власти.

В настоящее время конкурсы социально значимых проектов и программ проводят также департаменты семейной и молодежной политики, физической культуры и спорта, а кроме того, ряд префектур. Объем бюджетных средств, выделяемых органами власти на выполнение общественными организациями социально значимых программ, также существенно вырос. Особенно заметно это на примере истории конкурса, проводимого Комитетом общественных связей. Например, в 1996 году в нем приняли участие всего около 30 организаций, финансовую поддержку получили 16 из них на общую сумму более 3 миллионов рублей. За прошедшие с того времени годы на конкурсе были поддержаны более 1800 раз личных проектов и программ. И даже в условиях финансово-экономического кризиса власть города считает необходимым поддерживать инициативы общественного сектора, которые помогают совместно решать многие социальные проблемы. Так, в 2009 году в конкурсе приняли участие 347 организаций, проекты 132 из них были поддержаны.

Привлечение общественности столицы к решению социальных задач на конкурсной основе позволило значительно расширить сферу социальных услуг в негосударственном секторе, повысить уровень социально ориентированной предпринимательской деятельности и самозанятости населения в некоммерческом и негосударственном секторах. Среди главных направлений этих проектов — адресная благотворительная помощь незащищенным слоям населения, их социальная адаптация и реабилитация, профилактика асоциальных явлений — наркомании, алкоголизма — в среде молодежи. В городе сейчас проживают более 1,2 миллиона инвалидов. И правительство Москвы реализует масштабные программы по созданию комфортной среды для этой категории горожан, совершенствованию форм и методов реабилитации людей с ограниченными возможностями, дальнейшему развитию сети реабилитационных учреждений, укреплению их материально-технической базы, повышению качества и эффективности их деятельности. В дополнение к программам правительства общественные организации предложили свои проекты, которые существенно раздвигают горизонты возможной помощи и улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями. На конкурсе 2009 года особенно поддерживались проекты организаций, направленные на профессиональную реабилитацию инвалидов, их трудоустройство, освоение новых форм обучения, организацию досуга.

«Труд как форма жизни» — так, например, называется проект Межрегиональной общественной организации помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семей «Дорога в мир». Задача проекта — организация адаптационных поддерживаемых (сопровождаемых) рабочих мест для ранее считавшихся необучаемыми молодых инвалидов — выпускников экспериментального отделения Московского технологического колледжа № 21, завершивших свое обучение в 2009 году. Проект абсолютно инновационный, потому что эти молодые люди, о которых идет речь, страдают тяжелыми нарушениями интеллектуального и психического развития (большинство из них не смогли учиться ни в какой школе, далеко не все умеют говорить, самостоятельно ездить
в коляске, обслуживать себя, общаться). И вот именно для этих людей разработана инновационная форма вовлечения в процесс поддерживаемого ремесленного труда. Новизна этой формы состоит в обеспечении сопровождения групп с тяжелой умственной и психической инвалидностью в трудовом процессе, что открывает перед нуждающимися в постоянной поддержке молодыми людьми возможность выполнения посильных трудовых операций и технологических процессов. Ранее таких людей никто в нашей стране не вовлекал в полезный труд, и после 18 лет они могли находиться только в психоневрологическом интернате в отрыве от родителей и всего мира. Также одним из важнейших результатов этого проекта будет изменение ценностных, этических норм общества, способствующее формированию готовности общества к восприятию положительного потенциала людей с инвалидностью и последующему участию общества в их судьбе.

Кстати, я полностью согласна с теми организациями, которые считают, что надо в большей степени реабилитировать общество, а не инвалидов. Надо приучать себя к мысли, что рядом с нами живут люди, которым часто нужна физическая, моральная и духовная поддержка, но которые имеют такое же право на качественную жизнь, как и здоровые члены общества. Многое в этом направлении могут сделать средства массовой информации, но и общественный сектор вносит в это свою лепту, особенно сами инвалидные организации. Например, известная региональная общественная организация инвалидов «Стратегия», которую возглавляет член Общественной палаты РФ, член Общественного совета города Москвы Владимир Крупенников, реализует интереснейший проект по дистанционному обучению людей с ограниченными возможностями через Интернет.


Они создают образовательный портал «Учебно-научный интернет-центр» для обучения инвалидов практическому использованию современных информационных и коммуникационных технологий, включая подготовку инвалидов для работы по ИТ-профессиям. Причем создаваемый центр войдет в состав Виртуального национального университета ИТ- образования МГУ им. М.В. Ломоносова, ориентированного на обучение людей с ограниченными возможностями практическому использованию современных информационных и коммуникационных
технологий как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Одна из самых многочисленных номинаций в конкурсе 2009 года была посвящена Году молодежи. Например, благотворительный фонд «Созидание» предложил проект под таким названием: «Москва — территория добра: объединение усилий и возможностей добровольческих организаций и молодых добровольцев Москвы для содействия в решении социальных проблем города». Главные задачи проекта — создать базу данных учреждений, нуждающихся в помощи добровольцев, обучить тому, как следует организовывать добровольческую работу в общественном объединении, учебном заведении. Центральным мероприятием проекта станет проведение публичной общегородской акции «Неделя добра» с участием молодых добровольцев и добровольческих организаций, а также московских социальных учреждений, учебных заведений. В течение недели будет оказана помощь детям, инвалидам, пожилым людям, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (безработным, без определенного места жительства и др.). Добровольцы поучаствуют в работе некоммерческих организаций, работающих в сфере экологии, здравоохранения, сохранения объектов, имеющих историческое значение. Молодежь помогает и в учреждениях допол нительного образования, и социальным
учреждениям в проведении благотворительных акций.

Вспомним: в 2000 году на территории города, на московских улицах обитало множество беспризорных и безнадзорных детей. С тех пор проведена огромная комплексная работа по решению этой проблемы. В этой работе нам существенно помогли общественные органи зации, такие как благотворительные фонды «Женщины и дети прежде всего», «Качество жизни» и другие. Особо хочется отметить Фонд «Дети улиц» и его руководителя Светлану Вадимовну Волкову. Эта организация была инициатором проекта «Дети улиц», который в свое время был поддержан Федерацией клубов ЮНЕСКО России и лег в основу одноименной программы правительства Москвы. Сейчас эта организация преобразовалась в городской Центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц». И сейчас уже она выстраивает и организует методическую работу с теми некоммерческими организациями города, которые работают с трудными детьми и неблагополучными семьями, помогает государственным структурам выстраивать профессиональную работу по оказанию помощи этим детям и семьям.

Так что когда мы говорим о том, что конкурсы социально значимых программ приносят москвичам, мы прежде всего имеем в виду реальный вклад общественников, всего общественного сектора в решение актуальных проблем, стоящих перед городом. И сейчас мы думаем о том, что на новом этапе общественного развития необходимо развивать и иные формы поддержки общественных инициатив, искать формы долгосрочного городского заказа на предоставление социальных, то есть доступных (бесплатных или оплачиваемых частично), услуг населению. Исполнителями такого заказа станут общественные и иные некоммерческие организации. Важно, что проводить конкурсы на оказание социальных услуг по процедурам, разработанным для бизнеса, невозможно. Поэтому требуется совместная работа Тендерного комитета, Департамента финансов и, конечно, представителей комитетов и департаментов комплекса социальной сферы с представителями некоммерческого сектора для того, чтобы разработать соответствующий механизм. Это очень важная и серьезная задача.

Сегодня, когда москвичам предстоит сформировать свою законодательную власть, мне бы хотелось обратить внимание избирателей только на одно обстоятельство: за каждым из кандидатов на мандат доверия горожан должны стоять конкретные дела. Не с охапкой прожектов должны приходить они в Мосгордуму, а с опытом полезных дел. Это касается и тех, кто говорит о благотворительности с предвыборных трибун.

ЛЮДМИЛА ШВЕЦОВА
вернуться назад