Новости


30 Июль 2009

Этого закона очень ждут...

На одном из недавних заседаний правительства Москвы обсуждался проект чрезвычайно важного для москвичей закона - "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве". Все педагогическое и "человеческое" сообщество столицы давно ожидало его появления. И знаменательно, что проект этот появился в год, объявленный в Москве Годом равных возможностей. Вот что рассказал о будущем законе человек, принимавший в его разработке активное участие: заместитель председателя комиссии Московской городской Думы по науке и образованию Татьяна Потяева (фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"):

- В соответствии с основополагающими международными документами в области защиты прав человека, российское законодательство предусматривает принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Дети-инвалиды должны пользоваться такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков физического или психического развития. Поэтому государство ставит перед собой задачу обеспечить условия для получения такими детьми образования, для коррекции нарушений их развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и других.

В столице за последние годы в сфере защиты прав детей-инвалидов сделано немало. Реализуются программы Правительства Москвы по совершенствованию образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, по созданию безбарьерной среды для инвалидов - в том числе, и в общеобразовательных учреждениях. Принятие закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" будет еще одним шагом на пути реализации законных прав этой категории жителей нашей столицы. Будущий закон призван обеспечить комплексное и системное правовое регулирование организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, документ систематизирует выполняющиеся уже сегодня в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей-инвалидов.

Важным в будущем законе является закрепление гарантированных прав родителей и законных представителей детей с ограниченными возможностями на выбор условий получения образования и индивидуальной программы обучения для своих детей, а также прав самих детей на получение образования в адекватных их возможностям условиях.

В последние годы в Москве активно развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Этой теме в законопроекте уделено особое внимание.

Однако нужно иметь в виду, что развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях общего типа должно осуществляться поэтапно: по мере создания соответствующей материально-технической базы, специализированных образовательных программ, подготовки кадров, проведения разъяснительной работы с обучающимися - как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии, с их родителями. Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями, но и негативно скажется на качестве работы с другими детьми. И это необходимо предусмотреть в нашем законе.

Серьезное внимание в проекте закона уделено вопросам организации системы ранней помощи детям с выявленными ограничениями здоровья. Оказание коррекционной помощи в максимально раннем возрасте позволит исправить основные недостатки в развитии ребенка к моменту его поступления в школу и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. В качестве важного направления организации образования инвалидов, особенно с трудностями в передвижении, рассматривается развитие дистанционной формы обучения, создание безбарьерной городской среды. Законопроект определяет особенности приема в образовательные учреждения ребят с ограниченными возможностями, их перевода, отчисления, проведения итоговой аттестации.

На заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию мы внимательно изучили законопроект, обсудили его с представителями общественных организаций, с профессионалами в данной сфере и пришли к выводу, что, несмотря на то, что закон хорошо проработан как в содержательном плане, так и с точки зрения юридической техники, при его доработке следует учесть ряд замечаний.

Первое. В проекте отсутствует понятие "инклюзивное образование". Есть только "интегрированное образование", которое по смыслу значительно уже, чем "инклюзивное образование". Инклюзивное образование исключает какую бы то ни было дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем учащимся, но предусматривает создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности (в их числе - и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья). Они должны стать полноценными членами общества. Несомненно, будущий городской закон по сути направлен на организацию именно инклюзивного образования.

Второе. Известно, что процент детей, не получивших образование, особенно значителен среди детей-инвалидов с отклонениями в психическом и умственном развитии. В законопроекте предусматривается, что психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет подбор ребенку оптимальной формы получения образования в соответствии с его индивидуальными психофизическими особенностями. Но есть случаи, когда комиссия принимает решение о направлении таких ребят в интернатные учреждения социальной защиты, которые не являются образовательными учреждениями. В законе не определено, каким образом будет реализовываться право детей на образование в этих учреждениях, что свидетельствует о недостаточной межведомственной проработке этого вопроса.

Еще одно серьезное упущение: в законопроекте практически отсутствует положение о профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внесение в закон положения о среднем и высшем профессиональном образовании инвалидов позволит создать механизм, обеспечивающий доступность данных видов образования для указанной категории лиц к образованию всех уровней.

И последнее. Мне кажется, что в будущем законе нужно закрепить положение о безвозмездной передаче детям с ограничениями жизнедеятельности и педагогическим работникам, ведущим образовательный процесс с использованием дистанционных технологий, компьютерной техники и учебного оборудования. Сегодня эта мера действует на основании распоряжения Правительства - думаю, что ее нужно прописать и в законе.

В заключение хочу отметить, что принятие закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" будет иметь большое воспитательное значение, так как этот шаг способствует изменению стереотипного взгляда на инвалидов. Ведь наиболее открытая и способная к диалогу часть общества - это дети. А школа - это единственный социальный институт, через который проходят все. Важно, чтобы с раннего возраста формировалось правильное отношение к людям с инвалидностью, а у детей-инвалидов возникла потребность активно участвовать в общественной жизни, работать, приносить пользу обществу и чувствовать себя равными среди равных.

Являясь одновременно национальным координатором Российской Федерации в области всех образовательных программ ЮНЕСКО, хочу отметить, что школы Москвы, которые принимают участие в международных проектах ЮНЕСКО, давно занимаются проблемами инклюзии и толерантности. Так, одним из наших образовательных учреждений - 1-й московской гимназией - реализован благотворительный экологический проект "эко-комната" на базе школы №1321 "Ковчег", в которой наряду с обычными детьми учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Проект направлен на их поддержку и развитие.

Хочу процитировать слова одной из учениц школы "Ковчег", девочки-инвалида 15 лет: "Я думаю, что лучшее для нас - учиться вместе, ведь живем мы все в одном мире. Но нужно, конечно, много сделать для нас, чтобы довериться, а для взрослых нужно преодолеть страх перед нами и душевную лень. И тогда многие проблемы отпадут, и всем будет лучше".

Надеюсь, что в скором времени доработанный проект закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" поступит на рассмотрение Московской городской Думы и будет ею одобрен.


Галина ЛОЕВСКАЯ

Источник-http://www.mospravda.ru/issue/2009/07/08/article17995/

вернуться назад