Новости


25 октября 2010

Желтое на сером

Этой осенью многие москвичи могли увидеть, как рабочие безжалостно срезают асфальт на тротуарах перед наземными пешеходными переходами и кладут ярко-желтые рифленые плитки.

 

Зачем?

 

Инвалидов в Москве - 1,2 миллиона. То есть каждый десятый. И свою задачу городские власти видят в том, чтобы облегчить им передвижение по улицам. После Года равных возможностей, каким был объявлен в Москве 2009-й, работа по созданию безбарьерной городской среды не остановилась. Более того, уже заявлено, что через 2-3 года (а не к 2020-му, как планировалось) Москва будет приспособлена к нуждам инвалидов на уровне европейских стран. Это касается не только учреждений, жилых домов, магазинов, кафе, музеев, поликлиник, транспорта. Не менее важно обустроить улицы и дворы.

 

К примеру, человеку на коляске сейчас трудно перебраться на другую сторону проспектов, потому что не хватает обустроенных пешеходных переходов. Для него обычный бордюрный камень способен стать непреодолимым препятствием. Вот их и убирают с улиц. А желтый цвет - для слабовидящих. Например, в подземных переходах красят крайние ступени - первую и последнюю, чтобы предупредить об опасности: тут можно споткнуться и упасть.

 

Как рассказала начальник отдела адаптации городской инфраструктуры департамента соцзащиты населения Галина Леонова, в Москве свыше 10 тысяч инвалидов по зрению. Для них на тротуарах укладывают тактильные шероховатые плитки-указатели. Их можно распознать на ощупь - ногами или тростью. В рифленом рисунке на поверхности содержится необходимая информация. Например, выпуклые кружочки-пупырышки предупреждают о подземном переходе, квадратики - о препятствии или светофоре. Продольные рифы или диагонали указывают направление, по которому следует идти. Благодаря этой простой азбуке на асфальте слепой человек может и без посторонней помощи передвигаться по улицам. Но, конечно, на его пути не должно быть никаких выступов. Поэтому повсеместно проводятся работы по понижению бордюрного камня.

 

В прошлом году в городе обустроено почти 25 тысяч сходов-съездов (включая дворовые территории), в этом добавится еще около 36 тысяч - причем с применением предупреждающих тактильных плит.

 

Галина Леонова показала разработанный в Москомархитектуры альбом с типовыми решениями для улично-дорожной сети, которым должны руководствоваться подрядные организации. В нем указано, как класть плитки-указатели, на каком расстоянии от перехода. И все равно дорожники умудряются косячить. Например, в Протопоповском переулке плитку уложили "в тупую": если следовать полосам-ориентирам, то окажешься прямо в потоке машин. И в Бутово есть нелепый участок дороги: по одну сторону - и съезд хороший, и плитки уложены по правилам, но едва перешел на другую сторону - утыкаешься в высокий бордюр. Видно, за ту обочину другая организация в ответе. В общем, к качеству есть претензии. В ином месте понизят бордюр до 4 сантиметров, как положено по ГОСТу, а инвалидам на коляске все равно трудно его перепрыгнуть. По их мнению, удобно, когда тротуар заподлицо с дорогой.

 

В прошлом году на адаптацию городской среды из столичного бюджета было выделено 2,2 млрд рублей, в этом - 2,35 млрд. Один сход-съезд с тактильными плитками, по самым грубым расчетам, в среднем стоит до 35 тысяч рублей (конечно, цена зависит от объема работ, ширины перехода). Во дворах, где работа сводится в основном к понижению бордюрного камня, дешевле - в среднем 6 тысяч рублей.

 

И еще об одной проблеме рассказали в департаменте соцзащиты населения. Город устанавливает в подъездах жилых домов подъемные платформы для перемещения инвалидов, пандусы, а некоторые собственники возражают: им это мешает. И на общем собрании принимают решение: демонтировать. Но в подъезде живет инвалид! Чтобы этого не происходило, нужно внести изменения в Жилищный кодекс РФ, согласно которым возложить на ТСЖ, ЖСК, управляющие компании ответственность за неисполнение законодательства по созданию безбарьерной среды.

 

"Горячая линия" департамента соцзащиты населения г. Москвы: тел. (495) 623-10-59.

 

http://www.rg.ru

вернуться назад