Новости


11 января 2011

Вниманию Москвичей!

В Москве проживает около 1,2 млн. инвалидов, из них 240 тыс. – лица трудоспособного возраста, 27,6 тыс. - дети-инвалиды. Свыше 940 тыс. инвалидов старше 55 лет. Более 50 тыс. человек имеют тяжелые ограничения жизнедеятельности и, в силу состояния здоровья, не могут вести привычный для большинства образ жизни, нуждаются в постоянном внимании государственных органов и общественности.

Качественное улучшение положения инвалидов, в т.ч. детей инвалидов, предоставление им адресной помощи и поддержки, создание комфортных условий для проживания москвичей, испытывающих трудности в передвижении, общении, ориентации, являются приоритетами деятельности Правительства Москвы.

Начиная с 1998 года, при активном участии самих инвалидов, в городе реализуются комплексные целевые программы. Предварительный анализ итогов выполнения пятой Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 319-ПП, а также мероприятий на 2010 год, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 марта 2010 года № 219-ПП, показывает, что в городе созданы реальные возможности для многопрофильной реабилитации инвалидов, ежегодно усиливаются меры их социальной и материальной поддержки.

Размеры ассигнований, направляемых на реабилитацию и оздоровление инвалидов, адаптацию города для нужд маломобильных граждан из года в год наращиваются. Только в 2007-2010 годах на эти цели из городского бюджета было выделено более 24,9 млрд. рублей.

Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов № 61/106, принятую 24 января 2007 г. Генеральной Ассамблеей ООН, определяющую принципы политики стран-участниц по отношению к инвалидам - «недискриминация», «полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество», «равенство возможностей», «доступность услуг и объектов коллективного пользования», «универсальный дизайн» и т.д. Мероприятиями программ уже сейчас реализуются ее основные положения.

Однако, по ряду направлений работы (создание комфортной и качественной городской инфраструктуры; формирование государственной системы поддержки инвалидов при трудоустройстве; создание реабилитационных учреждений в «шаговой» доступности от места жительства инвалида, внедрение новых реабилитационных методик) требуется принятие дополнительных мер.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что решение этих задач практически лежит в смежных сферах городского управления – комплексах архитектуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, транспорта, социальной сферы. Имеется еще несогласованность между городскими службами, работа которых должна обеспечивать доступ инвалидам, как и другим потребителям, к обычным, повседневным услугам.

Важнейшей задачей также является формирование в обществе позитивного отношения к инвалидам, восприятия этой категории москвичей равными членами общества, с равными правами на образование, труд, досуг, занятия спортом, общественную и политическую деятельность.

В целях интенсификации экономических и социальных процессов для решения проблем инвалидов и членов их семей 2009 год был объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей. 2010 год стал его продолжением.

 В целях дальнейшего повышения уровня и качества жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и реализации Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года Правительство Москвы постановляет:
1. Признать, что мероприятия на 2010 год Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы в основном выполнены.

2. В целях дальнейшего продолжения работы по повышению качества и уровня жизни инвалидов утвердить Комплексную целевую программу «Социальная интеграция инвалидов Москвы. 2011-2013 гг.» (далее – Программа)

3. На период реализации Программы в решении проблем инвалидов определить следующие приоритетные направления:
 - создание условий для рационального трудоустройства инвалидов на московском рынке труда;
 - обеспечение качества выполняемых работ по формированию безбарьерной городской среды для инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии с нормативными требованиями доступности объектов для указанных категорий граждан;
 - развитие сети отраслевых специализированных реабилитационных учреждений (центров, отделений) в каждом административном округе города Москвы для отдельных категорий инвалидов и детей-инвалидов (в том числе с психическими нарушениями) с применением новых современных реабилитационных технологий и оборудования;
 - разработка и реализация целевых программ и методик, направленных на социальный патронаж, психологическую и социальную помощь и поддержку семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм;
 - формирование системы широкого информирования инвалидов об имеющихся ресурсах реабилитационной техники и оптимизация системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, доступности городской среды;
 - развитие системы подготовки квалифицированных профессиональных кадров для работы с инвалидами в различных отраслях;
 - повышение внимания общественности к проблеме повышения качества жизни инвалидов, включения их в активную жизнедеятельность с привлечением широкого круга организаций, специалистов, средств массовой информации.

4. Установить, что ассигнования на реализацию мероприятий Программы предусматриваются в бюджете города Москвы и распределяются в порядке передачи полномочий между главными распорядителями бюджетных средств – исполнителями мероприятий Программы по мере представления конкретных обоснований финансирования тех или иных мероприятий, а в части капитальных вложений – при условии их включения в Адресную инвестиционную программу города Москвы на соответствующие годы в установленном порядке.

5. Считать генеральной стратегической задачей обеспечение к концу реализации Программы (2013 году) – качественное и комплексное приспособление объектов городской среды для инвалидов и других маломобильных граждан.

6. Руководителям комплексов городского управления взять под личный контроль:
- ход реализации мероприятий на 2011-2013 годы (приложение);
- повышение качества выполнения работ по созданию комфортной безбарьерной городской среды для инвалидов и других маломобильных граждан.

7. Органам исполнительной власти города Москвы – исполнителям Программы обеспечить безусловную реализацию мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другими нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

8. Префектурам административных округов города Москвы совместно с территориальными подразделениями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы разработать и утвердить на 2011-2013 гг. комплексные программы административных округов города Москвы по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Обеспечить контроль за ходом и качеством их реализации с безусловным выполнением установленных плановых показателей.

9. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:
9.1. Совместно с Мосгосстройнадзором, Москомэкспертизой Москомархитектурой, Москомнаследием создать городскую комиссию для принятия решений о технической возможности приспособления зданий и сооружений;
9.2. Обеспечить эффективность работы Общественной инспекции по делам инвалидов по проведению независимой экспертизы доступности объектов городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан, по контролю за качеством работ по приспособлению объектов и оказанию застройщикам соответствующей консультативной помощи.
9.3. Совместно с Комитетом государственного строительного надзора города Москвы, в рамках разработанного Регламента взаимодействия Департамента социальной защиты населения города Москвы и Комитета государственного строительного надзора города Москвы осуществлять проверку строящихся и реконструируемых объектов города Москвы на всех этапах строительства.
9.4. В 2011 году реализовать пилотный проект по оснащению квартир инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении, потолочной системой передвижения, позволяющей адаптировать для них жилые квартиры в целях обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности.
9.5. Организовать проведение постоянно-действующего Городского семинара по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, испытывающих трудности в передвижении, для специалистов управ и префектур административных округов города Москвы.
9.6. Продолжить развитие деятельности Государственного автономного учреждения «Научно-практический центр реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом» путем внедрения новейших реабилитационных технологий работы с этой категории инвалидов, применяемых в России и за рубежом.
9.7. В течение первого полугодия 2011 года внести Руководителю Комплекса социальной сферы предложения о создании на базе Государственного учреждения «Ресурсный центр для инвалидов» Департамента социальной защиты населения города Москвы:
9.7.1. Городской диспетчерской службы «Социального такси»;
9.7.2. Подразделения по поддержанию интерактивного информационного ресурса inva.tv, направленного на информирование инвалидов о новейших реабилитационных технологиях, а также на их обучение пользованию техническими средствами реабилитации.
9.8. Обеспечить развитие сети окружных пунктов проката для инвалидов технических средств реабилитации и дальнейшее укомплектование их современными высокотехнологичными реабилитационными изделиями.
9.9. Открыть новые реабилитационные отделения центов социального обслуживания в целях обеспечения «шаговой» доступности для инвалидов реабилитационных услуг.
9.10. Обеспечить в 2011 году создание при Департаменте социальной защите населения города Москвы городской службы персональных помощников для детей-инвалидов и лиц, впервые признанных инвалидами, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности.
9.11. Совместно с Управлением информатизации города Москвы обеспечить развитие Интерактивной карты доступности объектов городской инфраструктуры для тяжелых инвалидов и маломобильных граждан.
9.12. В III квартале 2011 г. организовать и провести Третью международную конференцию «Равные права - равные возможности».
9.13. Во втором полугодии 2011 года провести Международный конгресс "Универсальный дизайн - новые концепции и лучшие примеры".
9.14. В первом полугодии 2011 года внести предложения руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы, согласованные с Главным бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве:
9.14.1. По созданию на базе Реабилитационного центра «Огонек», расположенного по адресу ул. Ротерта, д.4, стр.5, специализированного бюро медико-социальной экспертизы детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т.ч. с детскими церебральными параличами.
9.14.2. По актуализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, формируемых бюро медико-социальной экспертизы, посредством привлечения к их разработке психологов, социальных работников, педагогов, специалистов по информации и трудоустройству.
9.15. Обеспечить к концу 2013 года создание в каждом административном округе города отраслевых центров социального обслуживания в целях отработки и развития современных методик и технологий работы по отдельным категориями инвалидов для последующего их внедрения в практическую деятельность реабилитационных отделений Центров социального обслуживания и реабилитационных учреждений.
9.16. Активизировать работу с федеральными органами исполнительной власти по обеспечению доступности федеральных объектов городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан.

10. Департаменту образования города Москвы в 2011 году разработать и утвердить Стратегию развития инклюзивного образования в городе Москве и план мероприятий по ее выполнению в 2011-2013 годах.

11. Департаменту труда и занятости населения города Москвы:
11.1. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы в IY квартале 2011 года открыть Городской учебно-методический центр по профессиональному обучению инвалидов из числа безработных с использованием в том числе дистанционных технологий на базе ГБУ среднего профессионального образования «Техникум профессионального обучения незанятого населения».
11.2. Внедрить систему профессионального индивидуального сопровождения инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности, желающих создать собственный бизнес.

12. Департаменту здравоохранения города Москвы обеспечить создание производственных участков для профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, вследствие психических заболеваний, в лечебно-производственных мастерских при психиатрических стационарах и психоневрологических диспансерах.

13. Департаменту физической культуры и спорта города Москвы в рамках реализации городской программы «Спорт Москвы-3» разработать и внедрить инновационные технологии для подготовки спортсменов из числа лиц с ограничениями жизнедеятельности.

14. Управлению записи актов гражданского состояния города Москвы:
14.1. Обеспечить необходимые условия для обслуживания инвалидов всех категорий по вопросам получения документов из архивов и регистрации актов гражданского состояния, обратив особое внимание на инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, с патологиями слуха и зрения.
14.2. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы решить вопрос о предоставлении в установленном порядке услуг сурдопереводчиков при обслуживании инвалидов с патологией слуха в органах ЗАГС Москвы.

15. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы:
15.1. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы:
- подготовить предложения по актуализации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан»;
- проработать вопрос о внесении изменений в Московские городские строительные нормы в части актуализации нормативных требований в целях повышения комфортности городской кой среды для маломобильных граждан.
15.2. Разработать для обязательного применения проектными организациями Альбом типовых градостроительных, архитектурных, конструктивных и инженерных решений по учету потребностей инвалидов, реализуемых при разработке рабочей документации.
15.3. Разработать рекомендации по проектированию общественных и жилых зданий, а также прилегающих территорий с учетом развития принципов универсального дизайна и зарубежного опыта.
15.4. Разработать архитектурно-технические решения по переустройству квартир серий массового строительства (на примере серий П44Т, П3М, П46М, КОПЭ-2000 и ГМС-2001) для проживания в них инвалидов-колясочников.
15.5. Провести расчет потребности установки раковин для сантехнической обработки стомы в санитарно-гигиенических комнатах в зданиях и помещениях общественного назначения города, а также в аэропортах, вокзалах и крупных супермаркетах.

16. В целях дальнейшего повышения социальной ответственности и заинтересованности государственных учреждений, коммерческих организаций в формировании в городе комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан, создания образцовых объектов «универсального дизайна» и информирования инвалидов и других маломобильных граждан о доступных для них объектах продолжить в 2011-2013 годах проведение городского смотра-конкурса «Город для всех».

17. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществлять в установленном порядке предоставление жилой площади из специализированного жилищного фонда города Москвы инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, которым в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в специально приспособленном жилом помещении либо в специально построенных домах.

18. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:
18.1. Совместно с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы и префектурами административных округов подготовить предложения о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части возложения на товарищества собственников жилья (ТСЖ) ответственности за неисполнение законодательства по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных граждан.
18.3. Совместно с префектурами административных округов города Москвы:
18.3.1. Обеспечить контроль за выполнением работ по капитальному и текущему ремонту дорог в части их приспособления для нужд инвалидов и других маломобильных граждан в соответствии с установленными нормами и правилами.
18.3.2 Проводить работу по созданию удаленных автоматизированных рабочих мест операторов платформ подъемных для инвалидов в объединенных диспетчерских службах и подключению к ним уже установленных и планируемых к установке платформ подъемных для инвалидов.

19. Комитету города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве, Комитету государственного строительного надзора города Москвы, Объединению административно-технических инспекций города Москвы в рамках своей компетенции усилить контроль за обеспечением комплексной доступности строящихся, реконструируемых объектов, а также объектов капитального ремонта городской инфраструктуры для нужд инвалидов и других маломобильных граждан.

20. Департаменту городского заказа капитального строительства города Москвы:
- обеспечить ввод специализированных квартир при новом строительстве (с обязательным размещением в районах с развитой социальной инфраструктурой) для удовлетворения потребности нуждающихся семей, имеющих в своем составе инвалидов-колясочников;
- совместно с Департаментом городского строительства города Москвы предусматривать размещение специализированных квартир для инвалидов на первых этажах жилых домов, строящихся для переселения жителей из 5-ти этажного жилищного фонда в районах реконструкции.

24. Управлению города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства, Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту городского строительства города Москвы рассмотреть возможность размещения специализированных квартир на первых этажах жилых домов, строящихся по инвестиционным контрактам (где имеется доля города в натуральном выражении), с учетом предоставления льготных условий оплаты коммунальных услуг семьям, имеющим инвалидов-колясочников, в домах коммерческого использования.

25. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаменту культуры города Москвы, префектурам административных округов города Москвы в 2011 году в приоритетном порядке осуществлять приспособление для инвалидов и других маломобильных групп населения территорий парков и природоохранных зон города Москвы.

26. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы обеспечить доступность территорий кладбищ и крематориев для инвалидов и других маломобильных групп населения.

27. Префектурам административных округов города Москвы  27.1.Совместно с управами районов города Москвы, территориальными подразделениями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями различных форм собственности:
27.1.1. Ежемесячно подводить итоги выполнения раздела 3 «Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан» Программы и принимать оперативные меры по устранению выявленных нарушений.
27.1.2. Ежемесячно, до 5 числа следующего месяца, начиная с апреля 2011 г., представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы информацию о ходе выполнения раздела 3 «Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан» Программы с результатами проверок и принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений.
27.1.3 Активизировать работу по проведению паспортизации объектов городской и социальной инфраструктур, обеспечив при этом качество оформления результатов обследования объектов по их доступности для инвалидов и маломобильных граждан.
27.1.4. Усилить контроль за ходом и качеством работ, проводимых рабочими группами управ районов по мониторингу приспособления объектов городской инфраструктуры для нужд инвалидов, включая анкетирование, паспортизацию и ввод данных в АС «Адаптация-учет».
27.2. Совместно с управами районов города Москвы:
27.2.1. Активизировать разъяснительную работу с населением о толерантном отношении к инвалидам и другим маломобильным гражданам с целью прекращения случаев вандализма против установленных для инвалидов подъемных механизмов, а также отказа жильцов от проводимых в подъездах жилых домов мероприятий по их адаптации для инвалидов.
27.2.2. В целях привлечения большего числа государственных учреждений, коммерческих организаций для участия в городском смотре-конкурсе «Город для всех» обеспечивать информирование общественности, с мая по октябрь ежегодно, о приеме заявок на участие в конкурсе через окружные средства массовой информации (телевидение, радио, печатные СМИ), а также с использованием уличной наглядной агитации.

28. Префектуре Северного административного округа города Москвы в месячный срок совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы по согласованию с общественными организациями инвалидов внести в Правительство Москвы предложения по началу строительства городского культурно-досугового центра для инвалидов.

29. Предложить Московской федерации профсоюзов обеспечить участие профсоюзных организаций в реализации мероприятий Программы.

30. Органам исполнительной власти города Москвы – исполнителям Программы ежегодно представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год до 15 октября отчетного года и за год до 1 февраля следующего за отчетным годом с указанием финансовых затрат и их источников.

31. Департаменту социальной защиты населения города Москвы представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы до 15 ноября каждого года реализации Программы отчеты о фактическом выполнении мероприятий за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за год, до 1 марта следующего за отчетным годом – за отчетный год.

32. Пресс-службе Мэра Москвы и Правительства Москвы организовать в течение 2011-2013 годов освещение реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации.

33. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказывать в установленном порядке содействие редакциям средств массовой информации в освещении хода реализации мероприятий Программы.

34. Организаторам мероприятий Программы в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае необходимости, размещать рекламу о проводимых мероприятиях в рамках Программы.

35. Органам исполнительной власти города Москвы – исполнителям Программы два раза в год (за 9 месяцев- до 20 октября и за 1 год – до 20 января каждого года, следующего за отчетным периодом) направлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы информацию по компетенции об итогах реализации мер, выполняемых за счет иных источников бюджетного, а также внебюджетного финансирования.

Департаменту социальной защиты населения города Москвы на основании представленной информации формировать аналитические обзоры для представления Мэру Москвы.

36. Снять с контроля пункты 1-5, 6.1, 6.3, 8, 9.1, 10-12, 14, 18.3, 19-21, 22.1, 22.4, 22.5, 23.1, 23.2, 24.1, 24.2, 25, 28-38 постановления Правительства Москвы от 16 марта 2010 г. № 219-ПП «Об итогах выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2004-2006 годы и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграциям инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы;

37. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить в целом – на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы до 30 марта 2012 г.

Вр.и.о. Мэра Москвы В.И.Ресин

Вниманию Москвичей!
 
Департамент Социальной Защиты
вернуться назад