Полезная информация


15 Апрель 2010

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Доступная среда» на 2011-2015 годы

ПРОЕКТ

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от ______№_______

 

 

Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

 

Наименование Программы   -             Правительства Российской Федерации соответствующего         -            развития Российской Федерации

Программы

 

Государственные             Министерство образования и науки

                                               Министерство регионального развития

                                                           Министерство финансов

Российской Федерации

Министерство промышленности и торговли

Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций

Российской Федерации

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Министерство транспорта

Российской Федерации   -                                                      - Задачи Программы       Разработка и внедрение    

документов, созданных с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;

  «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур; повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов; повышение количествавнедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг); оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

 

Сроки реализации       2011-2015

Программы

 

Объемы и источники       объем финансирования Программы

финансирования        в 2011 - 2015 гг. составляет: 49227 млн. руб.

в том числе 30082 млн. руб. из средств федерального бюджета;

16139 млн. руб. – из средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

3006 млн. руб. – муниципальных бюджетов

    -           конкурентоспособности инвалидов на рынке

труда, эффективности их реабилитации за счет повышения доступности объектов социальной инфраструктуры;

повышение эффективности и результативности  и инвалидов посредством внедрения унифицированных подходов, норм, нормативов и стандартов обеспечения доступной среды, а также использования создаваемой информационной базы данных;

повышение социальной активности, преодоление самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе;

повышение инвестиционной привлекательности производств товаров и услуг для инвалидов, развитие отечественного рынка товаропроизводителей и рост конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг;

интенсификация процесса формирования доступной среды  -                  развития Российской Федерации

 

I Постановка проблемы и необходимость

      с   Президента   Федерации  Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

*  и социального обслуживания, в том числе в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» на 2000-2005 годы и федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» на 2006-2010 годы, основными целями которых преимущественно являлись создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, однако, не учитывали вопросов обеспечения доступности среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Исходя из медицинской модели инвалидности, мероприятия целевых  на инвалида, а именно на его реабилитацию.

До недавнего времени доминирующей являлась «медицинская модель инвалидности», в которой инвалидность рассматривалась как чисто медицинский вопрос, относимый только к индивиду, и требующий только медицинского вмешательства.

В настоящее время превалирует биопсихосоциальная модель инвалидности, заложенная в Международной классификации функционирования, котораяРекомендации   Министров Европы от 21.10.2009 г. №1068 «О достижении полного участия благодаря универсальному дизайну»подтверждают универсальный характер, неделимость и взаимозависимость всех прав человека и основных свобод и необходимость обеспечения лиц с ограниченными возможностями использованием своих прав без какой-либо дискриминации, а также признают инвалидов» принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993 г., «государствам следует а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; и b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».

Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 году (далее - Конвенция), устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающие доступности, должны распространяться, в частности:

а) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы;

в) на социальные программы и социальные услуги, включая реабилитацию, обуславливающие возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Конвенция стала первым международным договором в области прав человека, принятым в новом столетии. Ее принятие стало историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов на международном договорном уровне. Подписание Конвенции Российской Федерацией, фактически

С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), доступная среда может определяться как физическое окружение, 

В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне.

Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60% из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 57 - 58% - при посещении учреждений культуры и государственных учреждений, 48% - при совершении покупок. Две трети респондентов – инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными объективных оценок, полученных в ходе проведенного в ряде субъектов Российской Федерации анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры. В Новгородской области, например,  Федеральный закон от 2 августа 1995 г.; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Федеральный закон от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 1954-ФЗ) устанавливает обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм  условий для беспрепятственного  ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.

Региональное законодательство (например, законы Ставропольского края,  Нижегородской,   методом решения проблемы равной доступности всех членов общества к услугам и инфраструктуре является создание стратегии Универсального дизайна, которая направлена на то, чтобы проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг были доступны и понятны всем и подходили для общего пользования, в максимальной степени и без необходимости адаптации или специализированных решений.

подчеркивают необходимость разработки таких решений, которые ориентируются на все общество, при проектировании с учетом адаптируемости и совместимости, для того, чтобы охватить как можно большее количество людей, включая и лиц с инвалидностью, исходя в целом из того, что разработка политики, планирование, застройка, информация, изделия и услуги должны отвечать потребностям людей с разными возможностями.

Учитывая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны, позволит укрепить у них чувство причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества.

Конвенция ООН о правах инвалидов устанавливает международные обязательства государств-участников в области реабилитации инвалидов, предусматривая осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, реализации физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных реабилитационных услуг и программ.

Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации);

высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов. Она осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

негативное отношение к инвалидам в массовом сознании,  беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.

Такому положению дел способствует наличие целого ряда недостатков в обеспечении доступности для инвалидов среды жизнедеятельности:

1. Несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступности среды для инвалидов (некомплексность, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ведомственных актов с нормами международного права; рекомендательный, не обязательный для исполнения характер действующих норм, правил, стандартов, регламентирующих условия формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, многие из которых к тому же устарели, недостаточно учитывают современный отечественный и зарубежный опыт в данной области);

2. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида не стандартизирована и позволяет произвольно трактовать объем реабилитационных мероприятий;

3. Отсутствие, либо неэффективность координации, взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов в области создания доступной среды – при  информации и связи с позиций доступности для инвалидов;

 

Обеспечение доступности среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности миллионов граждан страны, необходимость решения которой вытекает как из требований национального законодательства, так и из международных обязательств Российской Федерации.

При этом формирование доступной среды для инвалидов, должно обязательно включать мероприятия по обеспечению физической доступности объектов социальной инфраструктуры для детей-инвалидов.

Государственная Программа с учетом положений «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р), «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а также поручений Президента Российской Федерации от 17.04.2009 № Пр-937 и Правительства Российской Федерации от 23.04. 2009 №АЖ-П12-2186, а также положений Конвенции ООН о правах инвалидов предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров и обеспечение доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации.

 

II.Цели Государственной программы на 2011-2015 годы

Целью Государственной программы (далее Программа) является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Для достижения этой цели необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

совершенствование концептуальных и теоретических основ медико-социальной экспертизы, разработка и утверждение оценочной системы индикаторов качества медико-социальной экспертизы, с учетом положений Международной классификации функционирования;

создание единого федерального регистра инвалидов;

организация межведомственного организационного и информационного взаимодействия  проведении медико-социальной экспертизы;

обеспечение физической и информационной доступности государственной системы медико-социальной экспертизы;  потребностей в устранении;

реализация ведомственных и региональных целевых программ формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;

создание инфраструктуры информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

обеспечение доступности занятости;

;

обеспечение социальной поддержки и реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.           ( являются:

необходимость всестороннего, комплексного описания потребностей инвалида в реабилитационных услугах, включая описание доступности физического и информационного окружения, на «универсальном» языке – в виде системы буквенно-цифровых кодов;

необходимость оценки хода и эффективности проводимых в отношении каждого инвалида реабилитационных мероприятий, а также мероприятий по обеспечению доступности;

обеспечение индивидуализации мер социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, в том числе реабилитационных услуг;

необходимость реформирования системы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов на основе принципов Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, а также создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов;

разработка формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь;

обучение работников здравоохранения работе с новой формой направления на прохождение медико-социальной экспертизы, с учетом положений МКФ.

Финансовое обеспечение разработки классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

 

 

вернуться назад